ИРИНА ПЕГОВА. НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ
Лилит ГУЛАКЯН (№8 [51] Август'2005)

Киноролей у Ирины Пеговой пока только две, и обе в картинах Алексея Учителя. Есть еще одна телеработа в сериале по детективу Татьяны Устиновой. Казалось бы, немного, чтобы делать выводы о масштабе ее дарования и определять, какое место Пегова занимает в рейтинге современных актрис. И, тем не менее, этих двух ролей вполне достаточно, чтобы отметить и запомнить Ирину, как мгновенно отличаешь буйный экзотический цветок, каким-то чудом выросший среди аккуратных симметричных садовых растений. Она не похожа на модель, далека от упорно навязываемого нам стандарта современной красотки, но от ее глаз и улыбки невозможно оторваться. И даже если бы Ирина Пегова сыграла только в одной картине "Космос как предчувствие", и не было бы знаменитой "Прогулки" (за которую актриса получила приз "Лучшая женская роль" на кинофестивале "Окно в Европу" — 2003), и не крутили бы по ТВ экранизацию популярного детектива, зрители все равно бы ее запомнили. Потому что она не такая, как все...

- Какая из ваших двух ролей в фильмах Алексея Учителя для вас более значима?

- Их невозможно сравнивать, так как съемки происходили в разные периоды моей жизни. Когда снималась "Прогулка", я была одна, а когда шла работа над фильмом "Космос как предчувствие" — совсем другая. За это время изменилось мое мировоззрение, я приобрела иные ценности. "Прогулка" была для меня первым фильмом, на котором я очень многому научилась. "Космос..." же принес мне нечто совершенно иное. Для меня эти фильмы — открытие нового, прежде всего в себе.

- Вы можете оценить свои работы как зритель?



- Как правило, любой своей работой — в театре ли, в кино ли — я всегда недовольна. Видимо, мои внутренние требования слишком завышены. Но если спросить меня: "В какой из киноролей тебе хотелось бы больше исправить?", то я ответила бы: "В "Прогулке". В том-то весь ужас и прелесть кино, что на экране уже ничего не изменить! Это в театре ты можешь ошибаться, допускать промахи, зная, что через минуту или на следующем спектакле ты сможешь взять себя в руки и сыграть на голову лучше. Нельзя забывать о том, что оба моих фильма — авторские работы Учителя. Можно сказать, это его кино. Во время чтения сценария Дуни Смирновой или Александра Миндадзе у каждого, в том числе и у меня, возникали свои картинки, свое видение роли, и необязательно они совпадали с режиссерскими. Во время просмотра готового фильма я всегда переживаю море разнообразных эмоций. Начиная с самокритики: "Ну как я ужасно говорю!", "Что я тут играю?" — и заканчивая просто кинокритикой: "Как Учитель здесь здорово смонтировал!" или "Но был же лучше дубль!" Здесь дело в ударениях. У Миндадзе так ярко, подробно описана история этой "четверки" — двух мужчин и двух сестер, которые влияют на судьбы друг друга, поворачивают их на 180 градусов. У Учителя же она получилась исключительно мужской, он нарисовал нашу женскую линию (мою, Римкину и мамы Конька) полутонами. Ударение поставлено не на то, что происходит во внешней паутине событий, а на то, что находится за гранью человеческого понимания: каждый человек что-то предчувствует, в чем даже сам себе боится признаться. Посмотрев "Космос...", я увидела не картину, живущую у меня в голове, а картину настоящего талантливого художника.

- В принципе, ситуация, когда женские образы скорее просто оттеняют мужские, служат лишь обрамлением для них, существует не только в кино с его искусством монтажа, но и в театре…

- Это понятно. Понятно, что актерство — изначально мужская профессия, если вспомнить далекие времена, когда женщин просто не допускали до сцены, а все роли исполнялись мужчинами. И вся мировая драматургия в основном написана для них. Но все-таки нельзя забывать, что есть Толстой, Островский, Лесков с их женскими образами.

- А как Учитель работает с актерами?

- Он всегда идет от материала. В "Прогулке" это был сценарий Дуни Смирновой. Я очень люблю импрессионистов, и мне кажется, что это кино сродни им. Как они свои картины стремились наполнить движением к свету, к воздуху, так и Учитель хотел создать движение жизни на едином дыхании. И Клименко, оператор картины, помог ему найти нужную форму, и нас, актеров, утверждали по принципу максимального сходства с персонажами, чтобы игру свести до минимума. Например, нам запрещалось репетировать вместе, мы должны были учить текст отдельно друг от друга. Хотя все же изредка, скажу по секрету, мы с Пашей Баршаком и Женей Цыгановым встречались (привычка театральная, когда роли учатся в диалоге, на пару с партнером), но большую часть картины мы проработали именно так, как требовал Алексей Учитель. Все эти строгости должны были избавить нас от заученности интонаций и каких-то обкатанных, заранее найденных мизансцен. То есть перед съемкой мы просто проговаривали свой текст, чтобы замерить время, за которое мы пройдем расстояние от пункта А до пункта Б. Все это делалось для сохранения духа импровизации. Обходились минимумом дублей.

- А как было на съемках "Космоса..."?

- Эту картину мы снимали не месяц, как "Прогулку", а в течение года. Снова Учитель отталкивался от сценария, от стиля и масштаба замысла. За год до начала съемок я знала, что утверждена на эту роль, и в течение этого периода о ней думала, у меня было два года на подготовку к ней. Это еще одно отличие от моего первого фильма, на который я была утверждена за несколько дней до начала съемок. Не успев опомниться, я оказалась перед камерой. А все, что связано с "Космосом...", происходило размеренно, без спешки, без экономии средств и времени. Мы репетировали, читали, подробно обсуждали сценарий, смотрели фотоальбомы со старыми снимками, кинохронику, слушали музыку, которая тогда звучала, — то есть очень глубоко погружались в тот исторический период. И город Волхов, в котором мы снимали… Он настолько сохранил "совковый" дух, не только в архитектуре, но и в людях, которые играли в массовке, что волей-неволей мы переносились в то время. То, как воссоздавалась атмосфера тех лет (предметы обихода, костюмы, прически и музыкальный материал), позволило нам проникнуться нужным настроением.

- Драматические моменты фильмов — сцена драки между главными героями в "Прогулке" или падение с велосипеда Лары и Конька в "Космосе...", которое напомнило мне картины Шагала, — это удачный монтаж или умелая работа каскадеров?

- Ни то ни другое, это были мы сами. Вообще-то, в "Прогулке" ребятам предлагалось переложить сцену драки на плечи каскадеров, но они запротестовали и все сыграли сами. И я металась между ними, и сейчас даже не скажу, удавалось ли мне вовремя уворачиваться от ударов. Быть может, и мне попадало, но мы все были настолько охвачены азартом, что не обращали на это внимания. В "Космосе...", в сцене, когда велосипед на большой скорости ударяется о камень, мы с Евгением Мироновым падали "живьем". Нам, конечно, постелили что-то вроде матраса или мата, но все равно это было довольно чувствительно. Дело в том, что у меня папа легкоатлет, в школьные годы я много занималась спортом и сейчас увлекаюсь фитнесом, так что в подобных сценах мне было интересно все выполнять самой. Кстати, спортивные гены иногда создают помехи в работе. Если помните, в "Космосе..." в одной из сцен Лара участвует в эстафете. По сценарию она приходит второй, но, сколько бы мы ни делали дублей, я об этом словно забывала, мои ноги сами начинали бежать быстрее, и я приходила к финишу первой. Алексей Ефимович даже рассердился на меня, а я ему говорю: "Не могу я бежать медленно, у меня папа спортсмен, если он увидит, что я пришла второй, он этого не вынесет!"

- Ваша героиня Ольга из "Прогулки" бесконечно смешивает свои фантазии с реальностью и весьма убедительно рассказывает о своей жизни то, чего не было и в помине. А вы могли бы присочинить что-нибудь о себе, чтобы, допустим, подшутить над журналистом, задающим бесцеремонные вопросы?

- Вообще-то, мне это несвойственно. И потом, журналисты прекрасно это делают и без помощи артистов: иногда о себе читаешь такие невероятные вещи, что просто диву даешься. Вроде бы предварительно текст завизирован, а в печать идет нечто совсем другое. Хоть у меня и богатое воображение, но некоторых журналистов мне все равно не перещеголять.

- Я слышала о том, что в свое время Алексея Учителя многие отговаривали брать вас на главную роль: дескать, девушка, с ходу влюбляющая в себя сразу двух интересных молодых людей, непременно должна обладать модельной внешностью.

- Такое происходит сплошь и рядом. Когда я поступала к Петру Фоменко, он мне сказал: "Я вас беру, но вы обрекаете себя на безработицу!" Он имел в виду, что мне обеспечены роли служанок, мольеровских девушек, то есть что у меня будет очень узкое амплуа. Тем не менее в институте я старалась браться за самые разные роли. Я играла то, что, как я думала, мне никогда не дадут сыграть впоследствии, благо наши преподаватели нам позволяли пробовать себя в разных качествах. Переиграла всех героинь подряд — от романтических до трагических, вплоть до леди Макбет. В этом смысле я была довольно дерзкой, если не наглой. Играла, можно сказать, впрок. А вообще, как я выгляжу, должно волновать только меня и моего мужа. Я с собой живу в гармонии.

- Прогноз Фоменко оправдался?

- В общем, да. Я мало занята в театре, и, кстати, те роли, которые мне особенно дороги, достались мне случайно: Лиза Болконская и Соня в спектакле "Война и мир" в нашем театре. А Соня из "Дяди Вани" в "Табакерке" — это скорее дорогое мне исключение.

- Алексей Учитель увидел вас в театре Фоменко?

- Да, он поклонник нашего театра. Галина Тюнина играла до этого в двух его картинах, и он приходил к нам на спектакли, видел наши работы и на курсе, и когда мы уже окончили учебу и перешли в штат театра.

- Вы сейчас находитесь в процессе работы над новыми ролями?

- Нет, этим летом я могла бы участвовать в паре проектов, но подумала-подумала и отказалась. На данный момент есть более важные дела. Я не загорелась этими идеями.

- Неужели вы не ходите кругами вокруг телефона, когда он молчит?

- Не хожу. Я с удовольствием провожу время дома, больше посвящаю себя семье, читаю книги, смотрю фильмы. Я, видимо, фаталист и не страдаю по поводу отсутствия новых ролей: если суждено, все случится.

- И все же, каких ролей вы ждете? Какими они должны быть, чтобы вам не было "лень", чтобы загореться?

- Хочется, чтобы это были разные роли. Мне все равно, какие они будут по жанру, по тексту, в каком времени будет происходить действие. Главное, чтобы они были человечны, интересны для меня. Это может быть и классика, и современность, но важно, чтобы эти роли открывали меня с новой стороны... Беседовала Лилит ГУЛАКЯН
Хостинг от uCoz